Корпоративный пакет «Фриланс»
Обретите скорое решение
задач ваших, с помощью
космоса и биржи нашей
Профессиональные
фрилансеры и ваш бизнес.
Мы поможем вам это испытать!
Задачи — ваши,
фрилансеры — наши!

Основные шаги и краткие советы для заказчиков и фрилансеров

В моделях финансового планирования нет ни капли финансов

24.10.2016


Почему мы говорим, что в моделях корпоративных финансов отсутствует финансовое содержание? Прежде всего потому, что в большинстве моделей заложено бухгалтерское видение мира. Они предназначены для прогнозирования показателей бухгалтерской отчетности, и в них обойдены вниманием инструменты финансового анализа, такие как приростные денежные потоки, приведенная стоимость, рыночный риск и т. д. В этом не было бы большой беды, если бы все видели в финансовом прогнозе ровно то, что он есть. Но как же часто приходится слышать, когда менеджер формулирует корпоративные цели на бухгалтерском языке. Например: «Наша задача — рост годовых продаж на 20%» или «Мы стремимся достичь балансовой рентабельности собственного капитала 25% и нормы прибыли 10%». На сторонний взгляд, такие цели бессмысленны. Акционеры хотят быть богаче, какое им дело до нормы прибыли, пусть и в 10%? К тому же цель, выраженная в бухгалтерских показателях, неприменима к практической деятельности, если только не перевести ее обратно с языка бухгалтерской отчетности на язык хозяйственных решений. Ну что, скажите на милость, кроется за нормой прибыли 10% — повышение цен, снижение издержек, усиление вертикальной интеграции или переход на производство более прибыльных продуктов? Если вы хотите разграничить складское помещение, вам понадобится пленочная завеса пвх. К тому же она помогает поддерживать стабильную температуру воздуха и способствует его нормальной циркуляции.


Так почему же менеджеры формулируют цели подобным образом? Отчасти потому, что такие цели звучат для всех призывом к усердному труду, словно заводской гудок перед началом рабочей смены. Однако мы подозреваем, что порой этот язык служит менеджерам секретным шифром для передачи некоего предупредительного сигнала. Например, цель быстро увеличить объем продаж может отражать уверенность менеджеров в том, что для достижения экономии за счет масштабов деятельности необходимо расширить рыночную долю, а повышение целевой нормы прибыли может означать, что наращивание продаж идет в ущерб прибыльности. Опасность лишь в том, что кто-нибудь невзначай забудет код этого шифра и примет цель в бухгалтерском выражении за чистую монету.


Вторая причина, по которой мы отказываем моделям финансового планирования в истинно финансовом содержании, заключается в том, что в них отсутствуют какие-либо ориентиры для принятия оптимальных решений. Из таких моделей нельзя даже понять, какие альтернативы заслуживают анализа. Мы видим, например, что ГБ планирует быстрый рост продаж и прибыли на акцию. Но хорошо ли это для акционеров? Совсем не обязательно; это зависит от величины альтернативных издержек привлечения капитала, необходимого ГБ для финансирования роста. Если отдача новых инвестиций с лихвой покроет затраты на капитал, такие капиталовложения будут иметь положительную чистую приведенную стоимость и увеличат богатство акционеров. Однако рентабельность новых инвестиций ГБ прогнозируется чуть выше процентной ставки по ее долгу и почти наверняка ниже затрат компании на капитал. А в таком случае планируемые капиталовложения ухудшат положение акционеров, даже несмотря на то что ГБ ожидает устойчивого роста прибыли на акцию.